Подросток – еще не взрослый, но уже не ребенок

Материал сочли полезным: 4
Подросток – еще не взрослый, но уже не ребенок

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека во всех аспектах. Это тот особый период, когда ребенок на фоне сложных физиологических и психологических изменений впервые начинает отстаивать свою индивидуальность и личную автономию. Часто родители просто не готовы к таким стремительным попыткам еще вчера послушного и спокойного ребенка формировать личное пространство и бороться за свою самостоятельность. Возникают сложные конфликты и обиды, которые при неправильном восприятии и поведении родителей создают пропасть непонимания и отчуждения между самыми близкими людьми. А ведь именно подросток так остро нуждается в поддержке и понимании, которые прячутся под маской безразличия и агрессивности.

Как найти подход к взрослеющему ребенку и наладить с ним глубокий контакт? Первое, что нужно усвоить родителям, это необходимость общения с подростком «на равных».

Многие родители могут не согласиться с такой позицией, ошибочно полагая, что ребенок в итоге «сядет на голову» и начнет манипулировать.


Но что на самом деле стоит за этим понятием?

  • Безоценочное принятие. Следует принять тот факт, что ваш ребенок - это не ваша собственность, которой можно навязывать свое мнение и диктовать свои правила. В этом возрасте начинается длительный процесс отделения ребенка от родителей, который заканчивается созданием собственной семьи. Вас может не устраивать стиль одежды и увлечения сына или дочки, но уважения к их личному выбору будет способствовать формированию уверенного в себе и самодостаточного человека. Любите своего ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть и говорите о своих чувствах.
  • Позиция друга. Одна из главных особенностей подросткового возраста – поиск «старшего товарища», примера для подражания. Дети идут искать поддержку и понимание в разных субкультурах, сообществах по интересам, или просто «уходят в себя», не находя нужных вариантов. Зачем вашему ребенку далеко ходить? Подставьте ему свое родное крепкое плечо! Но делайте это правильно: интересуйтесь его интересами и желаниями без навязывания своей точки зрения, подчеркивайте достоинства, для высказывания своего недовольства используйте технику «Я-сообщение».
  • Самораскрытие. Зачастую родители позиционируют себя во взаимодействии с ребенком как умудренного жизненным опытом человека, который знает, как лучше. В глазах ребенка он выглядит как несокрушимая «скала», которая никогда не ошибается. Дайте понять своему ребенку, что вы такой же обычный человек, со своими страхами и слабостями, проблемами и внутренними противоречиями. Показать себя с такой стороны вам поможет обращение к ребенку за помощью или советом. Покажите, что вы нуждаетесь в его поддержке, считаете его мнение значимым и важным.

Подросток – еще не взрослый, но уже не ребенок

Техника «Я-сообщение»

Это профессиональная психологическая техника поможет вам наладить с подростком контакт, акцентируя внимание не на поведении ребенка, а на тех чувствах, которые вызывают у вас его поступки. Сделайте всего четыре шага:

1. Укажите конкретный факт, который вам не нравится в поведении ребенка;
2. Выразите конкретные чувства, которые возникают у вас в связи с этим поведением;
3. Объясните ваше пожелание, укажите на поведение, которое вы бы хотели видеть;
4. Опишите, как новое поведение отразится на ваших отношениях или на вас лично.

Это может выглядеть так: «Ты часто не моешь за собой посуду. Меня это сильно огорчает, ведь я устаю и не успеваю делать другие важные дела. Мне будет очень приятно, если ты будешь это делать, ведь тогда я смогу уделять тебе и папе больше времени».

Категории:

Отзывы:

Отзыв не подтвержден
26 апреля 2014 г. 22:57

Ребёнка, в первую очередь, необходимо воспитывать в уважении к окружающим. А конфликт отцов и детей существовал во все времена. Так уж происходит, что в разном возрасте – разное видение мира. Взаимосвязь отношений родителей и ребёнка, в период полового созревания, обуславливается половым влечением ребёнка. Так как объект этого влечения находится за пределами квартиры, то ребёнок и стремится из неё при любом удобном случае, к объекту своего вожделения. Сначала подросток пытается познакомить родителей со своим увлечением. Родители же настроены изначально отрицательно к знакомствам такого рода, считая, что их ребёнок ещё мал, а того подростка, с кем он встречается, чуть ли не развратником-соблазнителем. Эта точка зрения и отдаляет родителей от ребёнка. А ведь, казалось бы, чего же проще для родителей, пропустить своё чадо с новым другом (подругой) на его же домашнюю территорию. Большинство детей, по сущности они ещё действительно, дети с удовольствием бы проводили время в родных стенах «на своей территории». Но родителям везде мерещится только секс, секс и секс между подростками. Вкратце – это основная причина, при правильном воспитании ребёнка, которая вносит разногласия подобного рода в семейную идиллию.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Отзыв не подтвержден
25 апреля 2014 г. 2:25

Общение на равных с подростком, знаю по собственному богатому опыту, приводит не к взаимному пониманию, а к панибратскому отношению юноши с его отцом, что можно сказать в канонах воспитания оценивается, как – «это не есть хорошо...». Эта грань очень тонкая и ребёнок переступает её, не замечая этого. Для взаимного расположения необходимо уважение и доверие. Именно из-за попыток родителей, которые не воспитали в ребёнке уважения к себе и старшим в раннем возрасте, потом, пытаясь, как-то сблизится с отдалившимся вдруг от них ребёнком и совершают эту фатальную ошибку - допуская общение с ребёнком на равных. Они ведут себя с ними, как уже с взрослыми людьми, не осознавая, что перед ними практически ещё дети со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конечно, легче всего дать подростку полную свободу и потакать его прихотям: и ребёнок вроде бы спокоен, и вроде бы снова при них. Но в том и состоит пресловутый конфликт поколений, чтобы не дать ребёнку в подрастковом возрасте наделать глупостей, которые могут сломать всю его или чью-то другую будущую жизнь. Я обосновал, коллега, другую точку зрения и уверен, что оба эти мнения правильные. Надо только понимать, как воплощать их в жизнь.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Отзыв подтвержден
4 марта 2014 г. 21:10

Как легко все у психологов! Интересно, а у вас, Таня, проблем с детьми не бывает? У меня замечательная дочь, умница, учится прекрасно, очень рано ей пришлось мотаться по больницам (где я частенько лежала, когда она училась в начальных классах) и готовить уроки за больничным столом в моей палате. А вот тоже за собой посуду убирать не желает.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Отзыв подтвержден
Согласна с тем, что психологи бывают разные. Однажды был период, когда жить не хотелось. Не могла на... Перейти к отзыву
2 февраля 2014 г. 16:39

А вы не в курсе, какими методами пользовался/к какой школе относились тот и другой психологи? Очень интересно!

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Отзыв подтвержден
У психологов мнения тоже бывают разные и они тоже ошибаются иногда(можно вспомнить тот факт, что кто... Перейти к отзыву
2 февраля 2014 г. 16:32

Согласна с тем, что психологи бывают разные. Однажды был период, когда жить не хотелось. Не могла найти выхода из сложившейся ситуации. По рекомендации знающих людей обратилась к "очень хорошему психологу" (так мне её рекомендовали). Была ужасно разочарована((( Впоследствии другой психолог (сам того не зная) вытащил меня буквально с того света

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 1
А вы не в курсе, какими методами пользовался/к какой школе относились тот и другой психологи? Очень ... Перейти к отзыву
Отзыв подтвержден
В целом согласен, может немного погорячился от вечерней усталости Перейти к отзыву
1 февраля 2014 г. 16:08

А Максим и Гуля жгут, даже комментировать не буду

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 1
Отзыв подтвержден
Зря ты так. Современная молодежь не так уж плоха. У них даже пить теперь не модно Толерантность - эт... Перейти к отзыву
1 февраля 2014 г. 16:07

В целом согласен, может немного погорячился от вечерней усталости

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 1
А Максим и Гуля жгут, даже комментировать не буду Перейти к отзыву
Отзыв подтвержден
У психологов мнения тоже бывают разные и они тоже ошибаются иногда(можно вспомнить тот факт, что кто... Перейти к отзыву
31 января 2014 г. 9:06

Вы неправы насчет толерантности, это глупость даже недостойно обсуждения. Как-то у вас все спуталось и толерантность и бесдарный певец и Фрейд. К статье это не имеет отношения.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Отзыв подтвержден
Зря ты так. Современная молодежь не так уж плоха. У них даже пить теперь не модно Толерантность - эт... Перейти к отзыву
30 января 2014 г. 22:59

Это не болезнь, а высочайшее достижение современного общества. Признание того, что разные люди могут мирно жить рядом независимо от их различий.Когда родители очень строги и излишне опекают дитя, которому уже может 30 лет, то ничего хорошего из этого не бывает. Статья зорошая и правильно все написано!

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Отзыв подтвержден
У психологов мнения тоже бывают разные и они тоже ошибаются иногда(можно вспомнить тот факт, что кто... Перейти к отзыву
30 января 2014 г. 22:46

Зря ты так. Современная молодежь не так уж плоха. У них даже пить теперь не модно Толерантность - это конечно болезнь общества, но тут воспитание молодежи ни при чем.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 1
В целом согласен, может немного погорячился от вечерней усталости Перейти к отзыву
Это не болезнь, а высочайшее достижение современного общества. Признание того, что разные люди могут... Перейти к отзыву
Отзыв подтвержден
Все советы указаны в статье практическим психологом, а комментарии под статьей - абсолютно субъектив... Перейти к отзыву
30 января 2014 г. 21:46

У психологов мнения тоже бывают разные и они тоже ошибаются иногда(можно вспомнить тот факт, что кто-то до сих пор верит в теорию извращенца-фрейда). Вон современное воспитание к чему привело: толерантность, в кумирах у молодежи всякие джастины биберы...Но с тем фактом, что мнение в комментариях субъективное спорить не буду

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Согласна с тем, что психологи бывают разные. Однажды был период, когда жить не хотелось. Не могла на... Перейти к отзыву
Вы неправы насчет толерантности, это глупость даже недостойно обсуждения. Как-то у вас все спуталось... Перейти к отзыву
Зря ты так. Современная молодежь не так уж плоха. У них даже пить теперь не модно Толерантность - эт... Перейти к отзыву
Отзыв подтвержден
Да, абсолютно убежден, что "ребенок" успеет повзрослеть и в 20 и в 25. А вот если пустить его воспит... Перейти к отзыву
30 января 2014 г. 20:39

Все советы указаны в статье практическим психологом, а комментарии под статьей - абсолютно субъективное мнение каждого.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
У психологов мнения тоже бывают разные и они тоже ошибаются иногда(можно вспомнить тот факт, что кто... Перейти к отзыву
Отзыв подтвержден
Здравствуйте.Тибетский, ведический... можно назвать как угодно, суть одна. И заключается она в том, ... Перейти к отзыву
30 января 2014 г. 20:17

Да, абсолютно убежден, что "ребенок" успеет повзрослеть и в 20 и в 25. А вот если пустить его воспитание на самотек в 15 лет, он может наделать глупостей и испортить себе жизнь. Так что пока живет с родителями - вся самостоятельность контролируемая и дисциплина строгая.Тибетцы пусть как хотят воспитывают своих детей, а вот всем советовать их методы по-моему не стоит.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Все советы указаны в статье практическим психологом, а комментарии под статьей - абсолютно субъектив... Перейти к отзыву
Отзыв подтвержден
Здравствуйте!Это как же нужно воспитывать ребенка с 5 до 10 лет, чтобы с 10 до 15 с ним можно было с... Перейти к отзыву
30 января 2014 г. 16:55

Здравствуйте.
Тибетский, ведический... можно назвать как угодно, суть одна. И заключается она в том, чтобы воспитать цельную, сильную личность.
А если "диктовать", что делать после 20 лет... нет, ну Вы правда считаете, что такой человек имеет шанс стать уверенным в себе и самостоятельным?
Совершенные ошибки - это часть пути, опыт.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Да, абсолютно убежден, что "ребенок" успеет повзрослеть и в 20 и в 25. А вот если пустить его воспит... Перейти к отзыву
Отзыв подтвержден
Интересная статья, спасибо. Во многом я согласна. Безусловная любовь - вообще основа основ. А о том,... Перейти к отзыву
30 января 2014 г. 9:28

Здравствуйте!Это как же нужно воспитывать ребенка с 5 до 10 лет, чтобы с 10 до 15 с ним можно было советоваться?И почему взгляд тибетский? Они как-то очень продвинулись в воспитании?Мне, наоборот, кажется, что лет до 20, а то и дольше, родители должны диктовать ребенку, что ему делать. Своих мозгов у него пока нет и может себе жизнь изрядно попортить(я так и сделал).

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Здравствуйте.Тибетский, ведический... можно назвать как угодно, суть одна. И заключается она в том, ... Перейти к отзыву
Отзыв подтвержден
29 января 2014 г. 21:07

Ох, ужасное время. Дебил дебилом, а думаешь, что умнее всех Хорошо помню это время, хотя лучше бы забыть

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 0
Отзыв подтвержден
29 января 2014 г. 19:34

Интересная статья, спасибо.

Во многом я согласна. Безусловная любовь - вообще основа основ. А о том, что ребенок - не собственность некоторые родители по-моему частенько забывают.
Мне вот в плане воспитательных процессов так же очень близок так называемый тибетский взгляд на воспитание детей. Согласно этой системе, с 10 до 15 лет общение уже должно происходить на равных. Все основные воспитательные моменты произошли в период с 5 до 10 лет. Тут уже надо не просто мягко давать советы, а советоваться самому, чтобы подросток чувствовал свою значимость. Прямые запреты исключаются, делается упор на негативных последствиях. Именно в этот период формируется независимость и способность самостоятельно принимать решения.
А с 15 лет родители уже должны расслабиться, проникнуться к своему чаду максимальным уважением и и пожинать плоды своих трудов. В этом возрасте воспитывать уже поздно. )

Кстати, когда начало родительского посыла звучит как "...ты часто не моешь за собой посуду" - это воспринимается и ребенком, и подростком, да и взрослым как нотация и к пониманию, на мой взгляд, не ведет. В подсознании сразу проносится "так, что-то я снова не делаю, сейчас мне начнут что-то навязывать". То есть по закону подражания человек скорей всего "зазеркалит" подобное обращение.

Жалоб: 0
Отзыв сочли полезным: 1
Здравствуйте!Это как же нужно воспитывать ребенка с 5 до 10 лет, чтобы с 10 до 15 с ним можно было с... Перейти к отзыву

Оставьте отзыв:

Авторское право © 2010-2015 ProZdo.Ru. Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-сайтов — гиперссылка) на ProZdo.Ru обязательна. По вопросам работы сайта обращайтесь на info@prozdo.ru